Новая айдентика

Новый визуальный язык для Музея МХАТ

Музей МХАТ был создан основателями Московского художественного театра в год 25-летнего юбилея театра в 1923 году. До 1969 года музей был частью театра, а затем стал обособленным юридическим лицом, включающим несколько площадок – Дом-музей К.С. Станиславского, Квартиру Вл.И. Немировича-Данченко и основную экспозицию, расположенную в комплексе зданий МХТ в Камергерском переулке. В 2019—2020 годах в музей пришла новая команда, которая стремится развивать его на качественно новом уровне.

Мы провели анализ графического оформления театра и музея МХАТ с момента основания. Опираясь на архив Ф.И. Шехтеля с первыми набросками чайки, чертежами, типографикой и афишами начала ХХ века, команда выявила графические основы, которые были заложены Шехтелем, но с течением времени деформировались и утратили характер. Целью проекта являлся поиск идентичности и выявление визуального языка Музея, который был бы актуальным в наши дни.

У нового фирменного стиля Музея МХАТ множество источников: рисунки из архива Шехтеля, артефакты из интерьеров музея и театра, типографические находки на «Мешке» и «Авито»: программки, значки, вывески, афиши, постеры. В шрифте использовали аутентичные 100-летней давности цифры с номерков из театрального гардероба и с оригинальных кресел зрительного зала. С шильдика администратора театра позаимствовали знак номера. Все альтернативные знаки в шрифте — это перерисовка карандашных подписей к проектным чертежам Шехтеля: «будуар», «ватерклозет», «фасад» и пр.

Символ чайки и леттеринг Шехтеля — графическая основа нового фирменного стиля, его структурный лейтмотив. Мы с Артёмом Какоуровым проанализировали плотность линии, контраст, пластику, пропорции, характер каждой буквы и постарались бережно преобразовать леттеринг в шрифт в двух начертаниях: тонком и жирном. Плотность линий леттеринга использовал наш художник Серёжа Калинин в своих рисунках: портретах Станиславского, Немировича-Данченко и логотипе Музея МХАТ с чайкой.

Мы стремились создать не только логотип Музея, но и получить на его основе уникальный наборный шрифт. Даже неподготовленному зрителю будут заметны некоторые характерные черты в леттеринге оригинального клише Шехтеля: формы букв -С- с засечкой, форма буквы -Х- трехчастная -Т-, необычная -Д- и в целом вытянутые пропорции букв. Невооруженным глазом видно, что клише сделано с ручного эскиза, поэтому все буквы немножко разные, шрифт очень живой.

Сайт: https://mhat.redkeds.com/

Креативное агентство REDKEDS
Город: Москва
Клиент: Музей МХАТ
Софья Грачева, Директор музея
Елена Каменская, Руководитель отдела развития музея МХАТ
Анастасия Беликова, PR-менеджер
Евгений Конюхов, Главный хранитель музея МХАТ
Виталий Быков, Продюсер
Ольга Голикова, Аккаунт-менеджер
Андрей Абрамов, Арт-директор
Владимир Коломейцев, Арт-директор, типограф
Артём Какауров, Типограф
Сергей Калинин, Художник, иллюстратор