Типографика в айдентике

Новый визуальный язык для Музея МХАТ

Мы провели анализ графического оформления театра и музея МХАТ с момента основания. Опираясь на архив Ф.И. Шехтеля с первыми набросками чайки, чертежами, типографикой и афишами начала ХХ века, команда выявила графические основы, которые были заложены Шехтелем, но с течением времени деформировались и утратили характер. Целью проекта являлся поиск идентичности и выявление визуального языка Музея, который был бы актуальным в наши дни. Символ чайки и леттеринг Шехтеля — графическая основа нового фирменного стиля, его структурный лейтмотив. Мы стремились создать не только логотип Музея, но и получить на его основе уникальный наборный шрифт.

Даже неподготовленному зрителю будут заметны некоторые характерные черты в леттеринге оригинального клише Шехтеля: формы букв -С- с засечкой, форма буквы -Х- трехчастная -Т-, необычная -Д- и в целом вытянутые пропорции букв. Невооруженным глазом видно, что клише сделано с ручного эскиза, поэтому все буквы немножко разные, шрифт очень живой.

Когда мы только начинали работу, на сайтах театра и музея использовались разные шрифты, и ни один не имел отношения к клише Шехтеля, что размывало образы театра и музея. В леттеринге, который мы обнаружили на клише в холле театра, буквы немного меняются: заметно, что Шехтель не думал о них как о шрифте. Основная идея типографики модерна в том, чтобы она оживала, чтобы графические элементы сами себя преобразовывали и рисовали. Эту живость Шехтель сохранил, но отказался от обильного декора, уделил внимание пропорциям букв: они вытянутые, талия поднята, у некоторых есть намек на округлость и пластичность.

Наш шрифт стал своеобразным музеем Шехтелевских идей, данью уважения его выдающейся работе. Создавая шрифт для Музея МХАТ, мы старались не смешивать современные и исторические формы, а скорее возродить последние, систематизировать и адаптировать к новому времени и носителям. В шрифте мы использовали аутентичные 100-летней давности цифры с номерков из театрального гардероба и с оригинальных кресел зрительного зала (коих осталось всего шесть), символы со штемпелей, которыми лейбировали документацию музея. С шильдика администратора театра мы позаимствовали знак номера. Все альтернативные знаки в шрифте — это перерисовка карандашных подписей к проектным чертежам Шехтеля. Мы сохранили пропорции, плотность штриха (жирность), но добавили буквы, которые своей конструкцией отсылают к эскизам Шехтеля.

Сайт: https://mhat.redkeds.com/

Креативное агентство REDKEDS
Город: Москва
Клиент: Музей МХАТ
Софья Грачева, Директор музея
Елена Каменская, Руководитель отдела развития музея МХАТ
Анастасия Беликова, PR-менеджер
Евгений Конюхов, Главный хранитель музея МХАТ
Виталий Быков, Продюсер
Ольга Голикова, Аккаунт-менеджер
Андрей Абрамов, Арт-директор
Владимир Коломейцев, Арт-директор, типограф
Артём Какауров, Типограф
Сергей Калинин, Художник, иллюстратор